Немного о преподавании (начало)

Изредка, но всё же, у меня спрашивают совета по различным аспектам обучения людей нашей традиции. Когда-то я охотно делился собственными рассуждениями и пониманиями. Но чем больше я практикую сам и чем больше я обучаю доверившихся мне людей, тем меньше у меня желания к обсуждению этих вопросов и раздаче советов. Каждый сам проходит свой путь. И вместо подробных инструкций и детального разбора технических аспектов обучения, коими и так замусорен интернет, особенно на периферии, я стараюсь донести всего пару простых, но главных идей.

Во-первых, начиная обучать, вы берете на себя большую ответственность. И не столько перед своими учениками, что само по себе очевидно, сколько перед школой. Потому что по качеству вашего преподавания, по вашему отношению и поведению будут судить о школе. Но, главное, качеством вашего преподавания живет и развивается школа, передаются (или не передаются) ее методы следующим поколениям.
Во-вторых, вам необходимо все время практиковать самим и своей личной практикой обучать учеников. А не хождением вокруг них с замечаниями и поправками. Ученики должны учиться на примере, видеть его перед собой в жизни, а не на видео или в книжке, должны постоянно практиковать с людьми, намного превосходящими их по опыту и знанию. Вы тоже будете расти вместе с ними, не застывая и не бронзовея в своем величии, не фантазируя на тему, а распознавая и постигая знание и методы через эту совместную практику, в том числе через практику передачи.

Иногда я предлагаю представить, что вы складываете картинку из пазлов. Понятно, что изначально эта картинка однозначно существовала. Наш основатель “обрел” её в собранном виде, потом разобрал, перемешал и стал вместе с учениками складывать пазлы в картинку. Раз за разом, добиваясь того, чтобы они самостоятельно собирали эту картинку в целое. Когда они научились это делать и стали понимать как кусочки соотносятся, он отдал коробку с пазлами будущим поколениям. Шло время, некоторые пазлы терялись, у других обтрепывались углы так, что их можно было поставить не на место, краска на картинке стиралась. Но сохраняя общий образ-представление единой картинки, можно было по-прежнему собирать её. Задача каждого следующего владельца коробки была не растерять и не перепутать пазлы. Потому что каждая потеря, каждая путаница искажает первоначальную картинку. При больших потерях могут образоваться пустые места, которые воображение решит заполнить собственными линиями и рисунками. Не научившись складывать картинку целиком и не запомнив её, мы рискуем потерять её первоначальный вид и смысл. Не понимая и не видя образа картинки, мы не сможем не только собрать её сами, но и научить тех, кто будет после нас.
Когда вы учите людей, вы не передаете им свои фантазии и свое понимание картинки, вы просто держите перед собой её образ, как показал ваш учитель, и наблюдаете за тем, чтобы та картинка, которую собирает ваш ученик, точно соответствовала этому образу. Вы всего лишь посредник между поколениями владельцев коробки пазлов.

В былые времена, когда школа была единой, и методы передачи были едиными для всех, разрешение на обучение получал только тот, кто достигал определенных высоких уровней, а также достигал минимально допустимого возраста зрелости. Но это тема отдельного большого рассказа, может быть, в будущем. А во второй части этой заметки будет небольшая демонстрация того, как себе представляет процесс преподавания собственно сама школа, а не её скромный ученик.

Окончание заметки здесь



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *