Немного о лицензиях в ТСКСР (начало)

Практически в любой системе обучения есть градация учеников по степени освоения преподаваемых дисциплин. В современном мире эти градации нас окружают с детства. С того времени как мы пошли в школу.  Но каковы были градации в прошлые века и были ли они?

Так как  это проект о японских военных традициях, то и обсуждать далее я буду относительно таких традиций, опустив сравнение образовательных школьных методов или других дисциплин, например, чайной церемонии, каллиграфии, театра Но или игры Го.

Итак, в настоящее время мы имеем некоторое разделение на так называемые «старые» и «современные» школы (или дисциплины). Старые школы называются корю: будо: (古流武道), а современные — гэндай будо: (現代武道). Однако, можно встретить и другие варианты: старые как кобудо: (古武道), а современные как синбудо: (新武道), то есть «старые боевые пути» и «новые боевые пути». Но так как слово «кобудо» пытаются приватизировать адепты каратэ для обозначения своих оружейных дисциплин, то возникает путаница в головах неосведомленных прохожих. Поэтому японцы чаще говорят «корю: будо:«.

Разделение на старые и новые школы сейчас проводится по 1877 году, когда в ходе Реставрации Мэйдзи произошло Сацумское восстание, по форме отразившее происходящие в военной сфере изменения. Помимо прочих условностей, в подавлении восстания принимало значительное количество полицейских сил, которые были вооружены только деревянными дубинками и саблями (типа катана). Эти полицейские силы противостояли отрядам восставших, вооруженных традиционным оружием — луками, древковым и клинковым. Огнестрельное оружие у полицейских появится только в 1918 году в ходе «рисовых бунтов». Общая боевая подготовка имперских полицейских и армейских сил оказалась не слишком хорошей, первоначальные французские методы обучения практически не помогли, поэтому были предприняты попытки использовать старые школы в качестве основы для обучения. Но в современных (тогда) условиях старые методы обучения были слишком медленными с сложными. Поэтому постепенно, в течение нескольких десятков лет были разработаны и внедрены новые школы воинского умения, основанные на новых методах обучения (путем переработки старых, разумеется). Таким образом появился уже узнаваемый облик современных видов таких спортивных дисциплин как дзюдо, кэндо, каратэ, кюдо и других. Следует понимать, что рубеж 1877 года оказался больше естественным, чем искусственным делением. Он просто был впоследствии зафиксирован в ряде организаций, объединявших старые школы в попытке выжить в современном мире.

Сразу хочу оговориться, что даю беглый, неуглубленный рассказ о зарождении гэндай будо. Реально там происходили сложные трансформации в несколько этапов по мере развития и японского общества, и японской экономики, и, соответственно, японской политики.

Современные методы подразумевали массовое обучение, следовательно, должны были появиться некие многоступенчатые параметры как в методах обучения, так и в методах оценки достижений в рамках этого обучения. Именно поэтому появляется многоразрядность в современных будо. Причем эта тенденция увеличения разрядности продолжается. Например, первоначально в дзюдо Кано Дзигоро появилась система дан (段), первые разряды он стал присваивать своим ученикам с 1883 года. А вот в столичном полицейском управлении при обучении кэндо с 1885 года использовались разряды кю: (級). В высшей педагогической школе в Токио при обучении кэндо присваивались опять же даны. Стандартизировали все эти градации в 1917 году. Но и после этого система «кю-дан» еще несколько раз изменялась. Например, первоначально вершиной был 5й дан, затем начинали присваиваться уже преподавательские категории (рэнси (錬 士), кё:си (教士) и ханси (範士)). Но после того, как американские оккупационные власти разрешили возобновить преподавание гэндай будо:  (оккупация Японии закончилась в 1951 году), уже к 1957 году произошли изменения и в ранговой системе. Сейчас система выглядит так: кю с 6 по 1, даны с 1 по 10. В некоторых видах современных будо есть параллельные присвоения и преподавательских категорий.

Общей характерной чертой системы «кю-дан» является регламентированность перехода между ступенями — необходимо, чтобы количество месяцев и лет занятий от предыдущего присвоения был не меньше определенного (иногда и возраст не ниже определенного). В каждом виде будо (а иногда и в каждом подвиде) свои собственные количественные нормы этих регламентов. Для проверки качества усвоенного материала устраиваются экзамены. Разумеется, существуют минимальные перечни технического арсенала, демонстрируемого на экзамене. Соответственно, существуют регламентированные программы освоения всего технического арсенала, с разбивкой про степеням. Таким образом, выстраивается система последовательного освоения дисциплин с промежуточными экзаменами. Положительной стороной является стандартизация методов обучения, легкий переход между разными преподавателями внутри собственной дисциплины, общее повышение среднего и общего уровня мастерства в дисциплине. Но есть и отрицательные стороны — формализм в обучении и экзаменации, низведение учителя до функции, манипуляции с экзаменами и экзаменационными дипломами. Довольно значительным недостатком остается несинхронизированность или несоответствие экзаменационных требований или межэкзаменационных интервалов даже в пределах одного вида будо. Это приводит к тому, что условный 5-й дан в одной секции может примерно соответствовать не 5-му же дану в другой, но 4-му.

Система данов не была чем-то особо новым, она была позаимствована из классификации игроков в Го с первого по девятый дан, которая была внедрена уже в начале 18 века. А туда эта градация перекочевала из Китая. Вместе с тем, интересно отметить, что присвоение дана было по сути гандикапным, а не экзаменационным.

Итак, мы бегло пробежались по современным будо. А что же было в старых школах? Как  экзаменовались? Ведь должен же был быть план обучения, какой-то порядок аттестаций или экзаменов. Об этом будет во второй части моей заметки.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *