Немного о лицензиях в ТСКСР (продолжение)

В первой части этой заметки я вкратце обозначил деление японских школ/дисциплин/традиций на старые и новые, также вкратце охарактеризовав современные виды так называемых «боевых искусств». Надеюсь, вы заметили, что речь шла не только о временном разграничении по условной исторической дате, но и по методическому подходу к обучению. Чем же характерны старые методы обучения, в чем отличия от современных?

Одним из самых главных отличий является метод прямой передачи. То есть учитель непосредственно обучает каждого своего ученика. Нужно понимать, что происходит парный процесс контактных учебных поединков, чаще всего построенных на заранее обусловленных формах, которые называются сейчас ката. В этой связи количество учеников не может быть большим, даже самый выдающийся учитель не в состоянии ни физически, ни умственно справиться со значительным количеством учеников. Но с другой стороны, учитель «ведет» каждого ученика индивидуально, учитывая его особенности физической, моральной, интеллектуальной подготовки, скорости реакций, умелости, особенностей характера и т.д. Учитель наблюдает ученика на каждом занятии неделю за неделей, месяц за месяцем. Этот процесс непрерывный, изменения в ученике происходят непрерывно, учителю нет нужды дробить учебный процесс и устраивать специальные проверки — эти проверки происходят постоянно. Поэтому в большинстве старых школ первого порядка (из числа самых старых комплексных школ, дошедших до наших дней и более-менее сохранивших и технический арсенал, и методики преподавания) практически нет дробного деления на «классы». По достижении определенного успеха (на взгляд учителя) в той или иной дисциплине или определенного уровня по комплексу дисциплин ученику выдается определенный сертификат/лицензия, просто фиксирующий прохождение этого этапа. Таких сертификатов/лицензии обычно бывает от двух до четырех, в зависимости от школы (ее технического арсенала и методических особенностей преподавания). Чаще всего это один-два сертификата достижения определенного промежуточного уровня мастерства, последующая лицензия мастера, получившего полную подготовку, и лицензия мастера, получившего дополнительную углубленную подготовку. Часто такая последняя лицензия позволяет уже становиться независимым преподавателем. В ряде случаев существовала (не могу поручиться, что еще существует сейчас) специальная лицензия передачи прав владения собственно школой (своего рода патент на торговую марку).

В нашей традиции Тэнсинсё-дэн катори синто-рю таких сертификатов/лицензий в настоящий момент три. Первый называется мокуроку (目録) и фиксирует освоение учеником первого раздела обучения (называемого омотэ (表)). Момент, когда учитель решает вручить этот сертификат (как и последующие) всегда индивидуален и не фиксирован по времени. Когда учитель почувствует, что «пора». Сертификат представляет собой свиток, в котором содержится ряд наставлений и перечень изученных техник, а также некоторые ключевые моменты их выполнения. Например, в некоторых школах могут присутствовать рисунки с ключевыми позициями и краткими, в одно-два слова пояснениями, а также может быть просто указано: «Остальные объяснения даются устно». В настоящий момент, мокуроку автора заметки, выданный ему Отакэ Рисукэ сэнсэем, имеет в длину около 5 метров и содержит наставления, записанные вручную учителем как на камбун («китайское письмо»), так и на бунго («литературный язык»). 

На этом обучение не прерывается (оно вообще не прерывается), но ученик переходит на следующий этап. Да, у него появляются некоторые привилегии, но и новые обязанности по отношению к учителю и группе. Помимо всего, он допускается до обучения следующему разделу ура (裏), хотя это тоже довольно «размытый» процесс. Читателям, которые незнакомы со школой поясню, что и в раздел омотэ, и в раздел ура входит по нескольку дисциплин с различным оружием (или без оружия).

Следующим сертификатом, выдаваемым после мокуроку является сертификат или лицензия мэнкё (免許). Это мастерская лицензия, показывающая, что занимающийся прошел полную мастерскую подготовку. Кстати, в клятве, которую подписывает каждый вступающий в школу, указано, что участвовать в оружейных поединках можно только после получения этой лицензии. Поэтому утверждения, что в школе запрещены поединки, несколько не соответствуют действительности. Свиток, врученный автору заметки Отакэ Рисукэ и Отакэ Нобутоси сэнсэями, содержит перечень изученных разделов, краткие наставления по некоторым ключевым моментам, а также наставления по эзотерическим учениям школы, и имеет порядка 6 метров длины.

Тем не менее, обучение на этом не заканчивается, поскольку уже на уровне мэнкё ученики продолжают обучение различным дисциплинам. Самые выдающиеся ученики могут дорасти до следующего, финального уровня, который называется гокуй кайдэн (極意皆伝). Это уровень полной передачи всех знаний, навыков и умений школы, включая все самые секретные. Свиток включает в себя перечень изученных техник, а также наставлений по эзотерическим учениям школы. Кроме того, он содержит в себе и специальный преподавательский раздел. Длина свитка порядка 9 метров.

Нужно также отметить, что вступление в школу это также отдельный процесс. Уже на этапе вступления ученик подписывает специальную бумагу о приеме с правилами поведения и обязательствами перед школой ню:мон кисё:мон (入門起請文). Также ему вручают свидетельство о вступлении. Всё это я описываю для того, чтобы хотя бы частично было понятно, что традиционные японские школы очень серьезно подходили и к отбору учеников, и к их вступлению, и к их продвижению во время обучения. Вы брали на себя ряд обязательств, которые нельзя было нарушить, не понеся очень большие репутационные потери. Этим старые школы значительно отличаются от современных, где приход и уход учеников является рутинным процессом, бьющим разве что по кошельку преподавателя (да и то не всегда), а осознанность выбора учеником и его ответственность значительно снижена. Следует сказать, что самые старые традиции насчитывают порядка 400-500 лет непрерывной передачи. Мы не можем с полной уверенностью сказать, что методики преподавания не изменялись вместе с окружающими условиями жизни общества, экономических изменений, обретения новых военных навыков или тактических с стратегических доктрин. Так, например, известен термин кахо: (花法), «цветочный метод», которым уже в 18 веке называли техники некоторых школ за излишнюю вычурность, манерность поз, сомнительную эффективность боевого применения. Это свидетельствовало об определенном периоде деградации фехтовальных навыков и методик в мирный период эпохи Эдо, их перестройка под текущий момент и нужды самураев.

Мы разобрали некоторое текущее положение дел с лицензиями в нашей традиции. Было ли так всегда или в прошлые времена все было устроено как-то иначе? Насколько сегодняшняя практика семьи Отакэ соответствует старым традициям, каковы они были, а также некоторые дополнительные подробности вы сможете узнать в окончательной части этой заметки.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *