Бо:нотэ — малоизвестная боевая традиция сельской Японии (начало)
Статья исследователя Русса Эберта, опубликованная в блоге «Когэнбудо» Эллиса Амдура. Публикуется с любезного разрешения обоих.
(Перевод Алексея Маркова, не публикуйте без разрешения)
Бо:нотэ («посох и рука») — это преимущественно фестивальное мероприятие, ориентированное на небольшие группы в старых районах Микава и Рю:сендзи в Айти. Совместно они проводят многочисленные презентации во многих местных святилищах и на мероприятиях в окрестностях и даже прилетали за границу для демонстраций. Вот уже более 300 лет участники бо:нотэ собираются в святилищах, чтобы практиковать, организовывать и выполнять техники с оружием в качестве подношения «духам алтаря», а также выставлять напоказ новых лошадей и делать подношения, чтобы обеспечить благословение и удачу.
Изначально бо:нотэ состояла из групп, называемых рю: или рю:ха, основной функцией которых было обучение своих членов заранее подготовленным тренировочным упражнениям, называемым ката. Район, в котором человек жил, предопределял, к какой рю: принадлежит каждый человек, и продолжительность затраченного на обучение времени определяла «ранг» каждого человека и то, какое положение он занимал в организации группы.
Ката из бо:нотэ можно охарактеризовать как принятие позиций, удары и уклонения рамках заданных шаблонов. Далее, то, чему обучают в рамках этих шаблонов, это количество и частота ударов; отклонения, блоки и уклонения; положения рук, ног и тела: все это сопровождается какэгоэ («криком духа»).
Типичный арсенал бо:нотэ состоит из бо: (деревянные палки), яри (копья), утигатана (дешевые «вспомогательные мечи»), нагагама (боевые крюки), кама (серпы), нагината (глефы) и множества других. Палки — основной инструмент тренировки и вполне законная универсальная замена другого оружия; это то, с чего новички начинают тренироваться, потому что подлинное оружие дорогое, и это не то, что кто-то хотел бы повредить на тренировке. Разумеется, они также намного безопаснее.
Хотя многие называют то, что они делают, «ритуальным танцем», для него нет определенного ритма, и нет ничего, что подходило бы под определение классического танца в японской культуре. Бо:нотэ не похожа на танец, встречающийся в любом традиционном театральном искусстве: она не разыгрывается как танец, она не связана с каким-либо театром или театральной группой и, что, возможно, наиболее важно, её не преподают как танец.
Тренировки и выступления начинаются под хлопок хёсиги, двух деревянных брусков, связанных веревкой. Звук, который они издают, указывает на «хлопанье» оружия во время выступления, который считается «голосом» бо:нотэ. Новоприбывшие в школу обучаются упражнениям в строю с использованием деревянного оружия под бдительным присмотром старших. Их обучают с использованием строгой схемы шаблонов, установленных по номерам, чтобы они могли полностью запомнить основы. Овладев упражнениями в строю, они переходят к другим видам оружия и техникам, которые начинаются так же, как и базовые техники, но с гораздо более высокой скоростью усвоения, поскольку понимание основ уже усвоено.
Происхождение бо:нотэ неясно, поскольку у неё нет прямой отправной точки, и нет ничего четко определенного в её истории. Само название возникло из названия наиболее распространенного тренировочного оружия (бо:) и смешивания его с термином тэ-авасэ («руки, соединяющиеся вместе»), чтобы сформировать новый термин: бо:нотэ («палка и рука»). Эта фраза со временем стала обычным явлением и использовалась во всем регионе Микава для описания этой практики.
Известно лишь, что бо:нотэ существует уже давно, почти столько же, сколько существуют достоверные письменные записи об этом районе. На неё ссылаются во многих источниках как внутри, так и за пределами региона, и в сочетании с потрясениями, которые Япония переживала на протяжении веков, а также с причудливым рассказыванием историй и религиозным рвением, у вас есть очень смешанный набор рассказов о происхождении. Разнообразные легенды и устная история, исходящие от школ бо:нотэ, утверждают, что она началась где-то в эпоху Хэйан, Муромати или Сэнгоку (диапазон более 800 лет), сосредоточившись вокруг двух основных тем происхождения: либо бо:нотэ (1) зародилась в районе Микава как вид самообороны фермеров и отрядов ополчения или (2) началась, когда сюгэндзя района Овари (ямабуси – последователи религиозной секты Сюгэндо: ) начали обучать фермеров техникам как своего рода «защите от злых духов».
Она тесно связана как со святилищем Санагэ у подножия горы Санагэ в городе Коромо, в Микава (ныне Тойота-Сити, префектура Айти), так и с территорией вокруг храма Рю:сендзи и района замка (ныне район Морияма в городе Нагоя, префектура Айти). Эти области предоставляют самые старые записи и самые старые истории, которые могут быть собраны, насчитывая 186 групп в регионах Микава, Овари и Мино. Однако следует отметить, что многие из этих групп имеют свои собственные истории происхождения, которые уникальны для них и отличаются от более крупных повествований. Однако, они одинаково «действительны», поскольку соответствуют местному историческому развитию.
Фермерская армия и самооборона
Легенды Микавы говорят, что бо:нотэ началась, когда фермеры собирались ежегодно на территории святилища Санагэ, чтобы заключать договоры, составлять планы на будущее, а также урегулировать споры раз и навсегда. Последнее обычно приводило к насилию, за что собрания заслужили название кэнка мацури («праздник драки»). Из этих встреч возник дух бо:нотэ. Другие поселения за пределами области также принимали участие [в этих собраниях], и в конечном счете они создали свои собственные версии мероприятия в своих деревнях.
Говорят, что основателями были бугэйся, жившие в районе границы с Микава, недалеко от Овари (обе теперь в Айти) и Мино (сейчас в Гифу). Считается, что они организовали местных жителей в группы и обучили их защите местных земель и поселений. Две ветви бо:нотэ, Кэнто-рю: и Камата-рю:, являются крупнейшими и старейшими из двадцати оставшихся школ. Записи этих двух школ сохраняют живой историю других вымерших школ; таким образом, они напрямую связаны с первоосновой.
В 1471 году в японском регионе Микава третий глава семьи Мацудайра, Нобумицу, расширил свою власть, успешно захватив замок Андзё. В течение следующих 50 лет их владения простирались от реки Яхаги и вплоть до их деревни над рекой Асукэ. Присоединившиеся землевладельцы и воины строили простейшие укрепления в горах и долинах отдельно от поселений. Если нападавшим удавалось захватить поселение, эти бункеры находились в стратегически выгодных местах, где горожане могли укрыться. Эти сооружения были построены и охранялись местными воинами и землевладельцами, которые были заинтересованы в защите своего поселения, поэтому они и комплектовались, и управлялись на местном уровне от имени Мацудайра. В это время имеющие опыт в бо:нотэ переживали подъем популярности, и последовала волна притяжения к ним, поскольку такие укрепления стали обычным явлением в местной культуре в окрестных деревнях.
Затем, в 1524 году, Ода Нобухида захватил провинцию Овари и двинулся на восток в Микаву. Он заставил тогдашнего лидера семьи Мацудайра, Киёясу, отступить от границы Овари к востоку от реки Яхаги к замку Окадзаки. Когда военные губернаторы Микавы покинули эти места, крестьяне и фермеры, находившиеся под контролем семьи Ода, постоянно привлекались к участию в местных территориальных спорах, которые продолжались десятилетиями. Именно здесь в полной мере проявилась слава Оды Нобухиды, а затем и Ода Нобунаги, брать обычных горожан и превращать их в воинов, поскольку местные жители были превращены в того, что, в конечном итоге, стало известно как асигару (пехотинцы). Оружие той эпохи было простым, и его владельцы были распределены по группам или полкам, которые затем были разбиты на линии атаки; самым распространенным оружием крестьянина-воина в то время было копье.
Поскольку фермеры сами по себе не были профессионалами, и у них была работа помимо войны и политики, они изучали методы, которые можно было легко запомнить, практиковать, обучать и передавать в своих рядах. Другими словами, воины-фермеры учились немного в одной школе, немного в другой, отправлялись на войну, а затем возвращались домой на ферму и тренировались тогда, когда не ухаживали за полями. Когда их снова призывали вступить в строй и сражаться, те, кто выжил, учились большему и возвращались домой, чтобы добавить к тому, что у них уже было.
По мере развития методов ведения войны и стратегии группы асигару были поставлены под командование асигару тайтё («генералов пехоты»), и подготовка к битве стала более сложной. Обучение и тренировка распространились и стали частью местной культуры по всей Микаве, учебные группы организовывались в святилищах (это ближайшие места, которые у них были для общественных встреч), а оружие хранилось под рукой и на складе. В результате были созданы полуавтономные стражники поселений и деревень, которые были готовы встретить нападения соперников правления Оды в этом районе, если они останутся без обычных солдат.
В это время в боевые действия в Японии было введено огнестрельное оружие; однако владеть им и содержать его было дорого, поэтому оно хранились на местах профессиональными солдатами под командой арсенала. Несмотря на это, обучение владению огнестрельным оружием вошло в региональную практику; однако оно было более централизовано вокруг оружейных складов и более контролируемо. Обучение также было различным, сродни принятию позиций с незаряженными винтовками, наведению прицела/ствола на цель, установке фитиля в фитильный замок и ожиданию громкого взрыва (который мог быть произведен асигару тайтё, ударяющего во что-то для громкого звука или просто кричащего «БАХ»), имитации перезарядки и повторению. Тем не менее, основным методом обучения в бо:нотэ было использование пехотинцами неметательного оружия «ближнего и среднего радиуса действия». В отдаленных районах региона стали появляться школы-филиалы, такие как Нагиса-рю:, Санагэ Кэнто-рю: и Сикибу-рю:, а бо:нотэ процветала и распространялась как никогда раньше. Многие считают это золотым веком традиции и вершиной ее влияния на местную культуру.
После того, как Ода Нобунага покончил жизнь самоубийством в Ханнодзи в Киото, командовавший асигару полководец Хидэёси Хасиба взял на себя управление и сменил имя на Хидэёси Тоётоми. Он понимал, что восхождение к власти, которое он совершил от пехотинца до пажа, а затем до сёгуна, может быть легко осуществлено другими крестьянами-воинами. Поэтому он запретил фермерам владеть оружием и одним махом отделил класс воинов от фермеров и торговцев своим пресловутым «указом об изменении статуса». В указе были обозначены три пункта: 1) пехотинцы не могли вернуться к своей жизни как фермеры и горожане; если бы они это сделали, они должны были быть названы изгоями 2) фермеры и ремесленники не могли стать торговцами или заниматься торговлей, и 3) солдаты, оставившие свои посты при их бывшем командире, были лишены доступа к любому классу.
Все это было сделано для того, чтобы укрепить под угрозой наказания идеологию разделения классов, уничтожить любой вид восхождения по статусу путем ограничения мобильности между кастами. В теории это практически запрещало использование крестьян-воинов в качестве асигару. Хотя это было правилом на территории Хидэёси, было очевидно, что многие из его врагов и союзников думали иначе и не следовали его указу. Это несогласие усилилось по мере того, как Хидэёси был поглощен собственными сражениями на Кюсю, а затем, позже, при его попытке вторгнуться в Южную Корею. К его большому риску, его попытка вторгнуться в Южную Корею только с профессиональными солдатами делала его жертвой той самой выигрышной стратегии, которую Ода Нобунага так успешно использовал против профессиональных армий в предыдущих битвах. То, что когда-то подняло Хидэёси на руководящую должность, в конечном счете стало источником его проблем в Южной Корее, когда он отказался от оккупации Корейского полуострова.
Излишне говорить, что практика бо:нотэ в районе Микава не прекращалась, несмотря на указы Хидэёси. Микава находилась под защитой и контролем Мацудайра Такэтиё, соратника и всячески сопротивлявшегося последователя Ода Нобунага. Когда Хидэёси пришел к власти, область Микава была передана Такэтиё, который родился под именем Мацудайра в замке Окадзаки или рядом с ним. Он пережил удивительное множество событий, включая похищение в подростковом возрасте, захват в заложники у двух семей и восхождение к власти среди врагов своей семьи. Это в конце концов привело к тому, что он отказался от своего имени, данного при рождении, изменив его на Токугава Иэясу. С этим новым именем ему удалось вернуть себе многие территории, принадлежащие его семье, и прийти к власти.
Продолжение статьи читайте здесь.