Вакидзаси (окончание)

Окончание статьи Маркуса Сеско. Начало здесь.

Итак, с установлением сёгуната Токугава, правительство Токугава установило строгие нормы и правила по всем мечам, их длину, кому какой длины меч дозволялось носить и при каких обстоятельствах и условиях. Хондзаси самураев (т. е. катана) был ограничен длиной в 2 сяку и 8 сун (приблизительно 84,8 см), а вазидзаси ограничен длиной в 1 сяку и 8 сун (приблизительно 54,5 см). Однако со временем эти требования немного изменились. В восьмой год Камбун (寛文, 1668 год) бакуфу Токугава выпустило так называемый указ муто:-рэй (無刀令), которым было запрещено всем лицам, не принадлежащим к классу самураев, носить мечи длиннее ко-вакидзаси (小脇指), максимальная длина которого составляла 1 сяку и 5 сун (приблизительно 45,5 см). Позднее этот закон немного ослабили, и путешественникам по дороге Токайдо (в то время главная дорога между Киото и Эдо) ввиду большой опасности путешествия было позволено носить мечи с длиной клинка до 1 сяку и 8 сун (проще говоря, дозволялось носить вакидзаси вместо ко-вакидзаси) в целях самообороны. Иными словами, правительство Токугава постановило, что горожанам дозволялось носить самурайский меч-компаньон. Все клинки длиной от вакидзаси до хондзаси, то есть мечи с длиной клинка от 54,5 до 60,6 см, классифицировались как о:-вакидзаси (大脇指). Следует учесть, что требования по длине менялись время от времени. Например, можно найти тексты законов, где длина ко-вакидзаси указывается в 1 сяку 3 сун (примерно 39,4 см) вместо упомянутых ранее 1 сяку 5 сун. Также надо отметить, что для вакидзаси длиной между ко-вакидзаси и о:-вакидзаси существовало отдельное название тю:-вакидзаси.

И хотя законы эти звучат довольно строго, границы между видами вакидзаси были довольно размыты. И даже если кто-то приглядывал за буси, расхаживающими по улицам Эдо во время их пребывания согласно санкин-ко:тай, не было никакой «полиции мечей», проходящей через все сельские поместья, заставляя всех самураев обнажать свои мечи и измеряя нагаса их лезвий. В принципе, нет никаких сведений ни об истцах, ни о судьях, ни о   каких инцидентах с мечами, вызванных гражданскими лицами, которые расследовались бы официально, поэтому можно предположить, что никто не обращал внимания на то, что вы носили бы тю:-вакидзаси вместо ко-вакидзаси. Когда я говорю о «инцидентах с мечами, вызванными  гражданскими лицами», я также имею в виду тот факт, что гражданским лицам было разрешено не только вооружаться вакидзаси из-за грабителей и подобных случаев, но и защищаться от членов класса самураев, которые собирались (неоправданно) использовать свое право кирисутэ-гомен (切捨御免), то есть право зарубить своим мечом любого человека ниже их классом, который оскорбил их честь. Параллельно с жесткой иерархической социально-классовой структурой, которая в конце концов была закреплена в период Эдо, появились подпольные организации и преступники, которых нельзя было недооценивать. Так, например, существовали игроки (бакуто, 博徒) и мелкие торговцы-коробейники (текия, 的屋), чьи зачастую жесткие внутренние кодексы делали их предшественниками современных якудза. Образы «героических» представителей данных групп, защищавших «бедных» горожан от актов произвола местных самураев, были романтизированы как кё:каку (侠客), то есть буквально «человек рыцарских качеств». Конечно же, сами кё:каку никогда не следовали букве закона и, поскольку сами себя видели этакими «Робин Гудами,  то носили значительно более длинные вакидзаси (часто оформленные в стиле хандати), которые назывались в этом контексте не о:-вакидзаси, но нага-вакидзаси (長脇指・長脇差). Кроме того, чтобы восстановить местный мир, бакуфу иногда не оставалось ничего другого, как предоставить руководителям этих «организаций» определенные права, чтобы они, по крайней мере, могли держать под контролем другие подпольные группы, и одним из этих прав фактически было разрешение носить нага-вакидзаси вместо ко-вакидзаси. Как видим, правительству было иногда проще закрыть глаза на определенные вещи до тех пор, пока его это не беспокоило. Кстати, этих кё:каку также называли нага-вакидзаси, то есть «те, у кого длинные вакидзаси». Поскольку эти нага-вакидзаси по внешнему виду были очень похожи на катаны, для обозначения кё:каку также стали использоваться такие термины, как иппондзаси (一本差) и иппонгатана (一本刀). Эти термины следует понимать как намек на термин нихондзаси (二本差), букв. “два мечника” или “два меченосца” — это было другое название для представителя класса самураев.

wakizashi-kyokaku
Рисунок 4: Кё:каку с татуировкой и мечом в стиле хандати

Но нага-вакидзаси носили не только криминальные элементы. Их также выбирали самураи, которые предпочитали по какой-то причине носить более длинную пару мечей. И здесь мы как раз переходим ко второй части статьи. Зачастую сложно сказать в точности — клинок синоги-дзукури, в частности синоги-дзукури у синто: или синсинто:, с длиной чуть меньше чуть больше 2 сяку является катаной или вакидзаси. Как я упоминал ранее, границы измерений размыты, и исторический документ на заказ мечей, который я привожу далее, является важным ориентиром, поскольку он не оставляет никаких сомнений в том, с чем мы сталкиваемся. Это заказ мечей феодала Сага двум его кузнецам, 2-е поколение Кавати но Ками Масахиро (正広, 1627-1699) и 4-е поколение Тадаёси (忠吉, 1669-1749), которые упомянуты как Хасимото Кавати (橋本河内) и Хасимото Синдзабуро: (橋本新三郎) соответственно, и далее мы читаем:

Заказ мечей
Рисунок 5: Сохранившийся заказ мечей из архива рода Масахиро
(хранится в библиотеке префектуры Сага (佐賀県立図書館)
並鍛長脇差注文
一 長サ 弐尺壱寸七分 弐腰
一 反  少しすくめニ
一 刃  得手次第
右之通壱腰宛急度出来
打立可被差上候 以上
戌ノ
霜月六日 牟田七郎左衛門
橋本河内殿
橋本新三郎殿
Намигитаэ нага-вакидзаси тю:мон
• нагаса  2 сяку 1 сун 7 бу - футакоси
• сори    скоси сукумэ ни
• ха      этэ сидаи
Миги но то:ри хитокоси атэ китто дэки 
утидати сасиагарубэси-со:ро: идзё:
ину но
симоцуки муйка Мута Ситиро:дзаэмон
Хасимото Кавати доно
Хасимото Синдзабуро доно 
Заказ на нага-вакидзаси обычной ковки
• нагаса 65,7 см два лезвия
сори скорее небольшой
ха[мон] на усмотрение кузнеца
Пожалуйста, изготовьте каждый меч в соответствии с этими пунктами
Год собаки [седьмой год Гэнроку, 1694]
Шестой день одиннадцатого месяца Мута Ситиро:дзаэмон
(вероятно, чиновник поместья Сага)
Господину Хасимото Кавати
Господину Хасимото Синдзабуро:
2-е поколение Хидзэн Масахиро
Рисунок 6: 2-е поколение Хидзен Масахиро

Основные мечи Хидзэна, в частности, очень хороши для различения короткой катаны и большого вакидзаси, поскольку их хвостовики были выполнены строго в соответствии с предполагаемым использованием. Это означает, что клинки, которые предназначались в качестве длинных мечей или хондзаси, короче говоря, как катана, были подписаны как тати-мэй, то есть на стороне хвостовика, которая обращена к владельцу, когда он носит меч, воткнутым лезвием вверх за пояс. Кроме того, хвостовики хондзаси заканчивались несколько округлым накаго-мунэ. Вакидзаси, в свою очередь, были подписаны как катана-мэй и закончены плоским накаго-мунэ. Поэтому, если вы нашли Хидзэн-то: с нагаса около 2 сяку и не уверены, катана это или вакидзаси, проверьте эти две особенности, и они точно скажут вам, что это был за меч изначально.

Что касается клинков размером с вакидзаси в целом, существуют определенные практические правила, которые можно применить, чтобы узнать, каким был меч изначально. Если у вас есть синоги-дзукури сё:то:, который явно длиннее, чем размер кинжала (например, сунноби-танто:), и короче, чем размер катаны, и датируется от раннего до позднего периода Муромати, вы можете предположить, что его носили как вакидзаси или просто сасидзоэ как показано на рисунке 2. И чем длиннее лезвие, тем больше вероятность того, что они были смонтированы с цубой. Если лезвие короче и в хира-дзукури, то его, вероятно, носили как косигатану, как показано на рисунке 1. Обратите внимание, что были и более длинные, например сё:то: длиной 45-50 см в хира-дзукури, носимые как вакидзаси/сасидзоэ. С приближением к эре Момояма увеличивается вероятность, что синоги-дзукури самураи носили как вакидзаси в дополнение к гражданской форме одежды. Если у вас есть клинок позднего периода Муромати, но он предшествует эпохе Момояма и его длина чуть меньше 2 сяку и короткий накаго, то это скорее всего катакэути. Кататэути пользовались одной рукой, за поясом он располагался лезвием вверх и чаще всего был вакидзаси/сасидзоэ для хондзаси/тати. Эти клинки носили как показано на рисунке 2 с той разницей, что у кататэути всегда была цуба. Вступая в период Эдо, зачастую невозможно определить, был ли клинок размером около 2 сяку заказан членом класса самураев в качестве хондзаси или вакидзаси. Многие факторы, такие как личные предпочтения, рост, стиль фехтования и так далее, вступают в игру, что, возможно, влияло на его выбор ношения верхним или нижним в паре дайсё:. Кроме того, очень трудно сказать в конкретных цифрах, насколько сильным было “влияние” кё:каку и других преступников на выпуск клинков длиной около 2 сяку, но тот факт, что термин нага-вакидзаси был синонимом, используемым для обозначения этих парней, говорит о том, что для них должно было быть сделано значительное количество таких клинков.

Кодати
Рисунок 7: Ношение кодати

И есть еще одна категория мечей, о которой стоит упомянуть, когда речь идет о боковых мечах, и это кодати (小太刀), лит. – «маленький тати». Теория гласит, что кодати появился из необходимости носить аристократами более длинные клинки, чем косигатана, в паланкинах (курума, 車) для самообороны, то есть после того, как они передали основной меч, тати, слуге носителю меча. Поэтому также существовали термины курума-гатана (車刀) и курума-дати (車太刀) для более коротких мечей, которые не были кинжалами. Клинки кодати измеряются где-то между 1 сяку 7 сун (51,5 см) и 2 сяку (60,6 см), и что отличало их от современных утигатан, так это то, что они оформлялись в синоги-дзукури и в основном сохраняли пропорции тати. Утигатаны, в свою очередь, до времен Муромати были сделаны в хира-дзукури и обычно были довольно широкими. Также некоторые предполагают, что кодати были уменьшенными тати младших сыновей аристократии или более высокопоставленных буси (или специально для их церемонии гемпуку), в то время как другие даже предполагают, что их носили женщины. Предыдущий подход и подход, что кодати были альтернативными мечами высокопоставленных лиц, подтверждается тем фактом, что многие из сохранившихся и неизмененных кодати были сделаны великими мастерами-кузнецами, хотя, конечно, вполне возможно, что все остальные, то есть те, которые не почитаются как «сокровища», просто были потеряны со временем. Интересно, что также существовал термин хакидзоэ-кодати (佩き添え小太刀), означавший, что некоторые кодати (носившиеся острием вниз, подвешенные к поясу, как подразумевает префикс хаки (佩き)) носились как боковой/ компаньон/эрзац-меч [что подразумевает часть слова дзоэ (添え)] к хондзаси. Проблема опять же заключается в очень ограниченной доказательной базе, и это особенно верно для кодати-косираэ. Но наиболее вероятно, что кодати носили так, как показано на рисунке 7, то есть с простой системой подвеса для формальных и полуформальных нарядов. Одним из главных упоминаний в этом отношении является подписанный кодати Раи Кунитоси (来国俊), который когда-то был преподнесен вместе с косираэ в дар Футарасан-дзиндзя (二荒山神社, префектура Тотиги). Поскольку специалисты предполагают, что крепление оригинально для клинка, меч в целом, то есть не только клинок, был обозначен как кокухо:. Косираэ интерпретируется в стиле хирумаки (蛭巻), что означает, что рукоять и сая были спирально обернуты кожей, которая была покрыта черным лаком. Фурнитура из ямаганэ и цуба в стиле фукурин, сэппа и кабутоганэ были позолочены. В области между двумя креплениями подвеса аси надпись красным лаком гласит: “Кисин-татэмацуру Канэко Гентю: + као:” (奉寄進金子玄忠). Таким образом, предполагается, что этот Гентю: был тем, кто предложил меч святилищу, и что он был одним из предков семьи Канеко То:даю: (金子頭太夫), которая позже руководила одним из филиалов святилища. Очень интересная историческая вещь, но слишком уникальная, чтобы делать выводы о внешнем виде кодати вообще.

Раи Кунитоси кодати
Рисунок 8: кокухо:, кодати, мэй: “Рай Кунитоси” (来国俊), нагаса 54,4 см, сори 1,67 см, мотохаба 2,3 см, сакихаба 1,4 см, синоги-дзукури, иори-мунэ, очень плотный и тонкий ко-итамэ с дзи-ниэ, сугуха в ко-ниэ-дэки с довольно плотным ниоигути, ко-аси, сунагаси и кинсудзи.
кодати косираэ
Рисунок 9: кокухо:, куро-уруси хирумаки тати-косираэ, общая длина 88,8 см

Я надеюсь, что смог дать вам достойное представление об огромном мире боковых мечей вакидзаси.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *